ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ГКУ "Детский дом №10"

Государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом (смешанный) № 10 им. Н.К. Крупской»

ГКУ "Детский дом №10"

Государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом (смешанный) № 10 им. Н.К. Крупской»

МЕНЮ

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Центр управления регионом

 

Изменишь одного человека, изменишь мир

Новое – хорошо забытое старое. Для отечественной педагогической практики, наставничество – понятие не новое. Идеи наставничества разрабатывались многими отечественными учеными, начиная с К.Д. Ушинского. Они тесно связаны с личностно-ориентированным подходом, с педагогикой сотрудничества. В толковых словарях русского языка понятие «наставник» определяется как «учитель, руководитель», однако наставничество понятие более широкое, которое подразумевает не только профессиональную деятельность по обучению и руководству, но и оказание поддержки и помощи.

Основной особенностью социализации воспитанников интернатных учреждений является замещение одного из её основных институтов -  семьи - учреждением. Это приводит к деформации процесса социализации.  В связи с этим возникают условия, которые могут рассматриваться как факторы, затрудняющие социализацию воспитанников интернатных учреждений, а именно:

           социальный статус ребенка из интернатного учреждения определяется тем, что он - “ничей” ребенок;

           дети-сироты вынуждены ориентироваться на официально принятые нормативы, которые нередко носят условный характер, категоричны и односторонни;

           большинство воспитанников имеют отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии; число детей-сирот с отклонениями в развитии составляет 70-80 %, чаще всего это - задержка психического развития.

           наблюдается дефицит индивидуализированного общения со взрослыми;

           ограничение социальной активности ребенка;

           недостаточное включение ребенка в разные виды практической деятельности;

           происходит ограничение сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта;

            приходится адаптироваться к большому числу сверстников, что приводит к эмоциональному напряжению и тревожности у детей, усиливающие агрессию;

           регламентация жизнедеятельности ребенка, ограничение личностного выбора приводят к подавлению самостоятельности и инициативности, затруднят саморегуляцию личности, развитие внутреннего самоконтроля;

           дефицит моделей и образцов социального поведения для подражания и усвоения вызывает затруднения в усвоении и воспроизводстве социального опыта;

           контакты ребенка с более широкой социальной действительностью ограничены, в результате у воспитанников формируется недоверие и боязнь внешнего мира.

 Сложный процесс социализации воспитанников детского дома включает в себя решение трех главных проблем воспитания: развитие личности и межличностного общения; подготовка к самостоятельной жизни; профессиональная ориентация.

Процесс перехода от опеки к независимости у выпускников детского дома –один из самых болезненных. С одной стороны, воспитанники стремятся к свободе от гиперопеки, а с другой - испытывают страх перед жизненными трудностями: проблема жилья, поиск работы, организация быта, питания, взаимодействие с другими людьми, получение медицинской помощи и многие другие проблемы.

Конечно, организация постинтернатного сопровождения помогает, в какой-то степени, выпускникам адаптироваться в самостоятельной жизни, но в отличии от наставничества, малоэффективна.

Наставник оказывает всестороннюю помощь и способствует личностному росту воспитанника, помогает воспитаннику поверить в себя и развить уверенность в собственных силах, способствует созданию условий, при которых появляется возможность лучше узнать себя, осознать цели жизни и научиться брать на себя ответственность за их осуществление.

В течение последних нескольких лет в нашем детском доме имел место быть опыт работы двух наставников. Две молодые женщины, примерно одного возраста и образования, решились взять на себя ответственность и стать наставниками для воспитанников выпускного класса. Наставница Виктория взяла шефство над воспитанницей, своей тёзкой Викой, которая заканчивала обучение в специальной коррекционной школе. Вика поступила в Георгиевский колледж на кулинара. В период дистанционного обучения, наставница помогала ей на практике осваивать эту нужную профессию. Вместе готовили торты, привозили их в детский дом, угощали детей. Сложный этап перехода к самостоятельной жизни, благодаря помощи своей наставницы, Вика прошла беспроблемно. Она получила профессию кулинара, легко адаптировалась в новом учебном коллективе, приобрела друзей, научилась пользоваться общественным транспортом, решать бытовые и личностные проблемы. Для девочки с ОВЗ – это большие достижения. Временные рамки наставничества оказались недолговечными: взаимоотношения двух Вик продлились всего год. Личностные особенности характера наставницы: категоричность, постоянный контроль, недоверие, негибкость в принятии решений стали причиной для прекращения отношений. Наша выпускница Вика приобрела бесценный опыт приобщения к самостоятельной жизни, поверила в себя, стала увереннее. Помощь, поддержка наставницы были своевременны и важны.

У наставницы Карины совсем другие установки. Она рассказала, как пришла к решению стать наставником для ребенка из детского дома. Несколько лет Карина работала на севере, в какой-то момент, предприятие закрылось, она осталась без средств, и посторонние, малознакомые люди оказали ей помощь. Спустя годы, Карина приняла решение: также помочь тому, кто нуждается. Между наставницей и воспитанником Русланом установились доверительные отношения. Карина активно помогает ему в профессиональном определении, организовала посещение занятий в школе по изучению компьютерных технологий. Подопечный заметно изменился: улучшил успеваемость в школе, определился с профессиональным выбором, жизненными ориентирами, появилась уверенность, расширился круг межличностного общения. У нашего воспитанника появилась надежда, что он не одинок, есть надёжный друг, на которого можно всегда рассчитывать.

Эти два примера позволяют сделать один вывод: самое важное, без чего не может быть наставничества – это доверительные отношения, возникающие в процессе общения. Наставник не дает оценку, не судит, но оказывает всестороннюю поддержку и является проводником на пути в самостоятельную жизнь.

Таким образом, для адекватного вхождения воспитанника детского дома в систему социальных отношений, с нашей точки зрения, наставничество обеспечивает:

  • смягчение ситуации депривации воспитанников: появление мудрого друга, который становится посредником между воспитанником и окружающим миром;
  • выявление сильных сторон воспитанника и оказание поддержки в их развитии;
  • развитие умений и навыков, формирование ценностей, необходимых для успешной социализации;
  • развитие рефлексивной практики с целью обеспечения процесса самовоспитания.

Следовательно, наставничество является эффективной практикой социализации воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

© 2024. ГКУ "Детский дом №10".