ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ГКУ "Детский дом №10"

Государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом (смешанный) № 10 им. Н.К. Крупской»

ГКУ "Детский дом №10"

Государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом (смешанный) № 10 им. Н.К. Крупской»

МЕНЮ

Психолого - педагогическое сопровождение воспитательного процесса ГКУ «Детский дом № 10» в 1 полугодии 2019 г.

 

Объектом деятельности педагог - психолога является диагностика, профилактические, коррекционно-развивающие.

Задачами деятельности психолога в данном учебном году были:

  1. Формирование благоприятной социально-психологической ситуации развития воспитанников.
  2. Развитие, в пределах психобиологических возможностей, оптимальной психической конституции посредством раскрытия внутреннего потенциала каждого депривированного ребенка.
  3. Создание условий для оптимизации процесса адаптации ребенка к социуму.
  4. Своевременная психологическая профилактика, коррекция и терапия когнитивных и личностных нарушений, выступающих составляющими депривационного синдрома.
  5. Психологическое просвещение воспитанников, педагогов, администрации, биологических и замещающих родителей, создание условий для оптимизации их взаимодействия.
  6. Содействие семейному жизнеустройству воспитанников.

Психологическая служба детского дома строилась по направлениям:

        - психолого-педагогическая диагностика;

        - коррекционно-развивающая работа;

        - профилактическая работа.

        Осуществлялось динамическое  психодиагностическое обследование особенностей личности, когнитивной сферы и индивидуального стиля учебной деятельности вновь поступивших  воспитанников: Магды П., Ярослава Н., Германа Н., Ирины Н., Николая П., Кирилла К., Ивана К., Алены Д., Александра Д., и  проживающих детей в детском доме ранее. В течение года диагностическая деятельность была представлена и как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития,  определения мишеней реабилитационного воздействия), а так же как составляющая индивидуальных консультаций. В рамках проведения индивидуальной диагностики использовались следующие методики:

  1. Методика определения готовности к школе (методика комплексной оценки школьной зрелости Чуйко)
  2. Диагностика готовности к школьному обучению (комплекс стандартизированных психодиагностических методик, направленных на диагностику уровня развития познавательных процессов детей 5-10 лет)
  3. Диагностика готовности ко второй ступени обучения и адаптации младших подростков (диагностический комплекс, включающий 9 стандартизированных методик)
  4. Диагностика личностных отклонений подросткового возраста
  5. Диагностика эмоционального состояния учащихся (цветовой тест Люшера), цветовой тест отношения (ЦТО)
  6. Диагностика личностных особенностей воспитанников школьного возраста посредством многофакторного личностного опросника Р.Кеттелла
  7. Диагностика уровня развития визуального мышления (прогрессивные матрицы Равена)
  8. Диагностика межличностных отношений (тест Т. Лири, оценка отношений учащегося с классом)
  9. Диагностика профессиональных интересов и склонностей (методики «ДДО» Е.А. Климова, «Системный выбор профессии», соционические тесты)
  10. Методика диагностики показателей и форм агрессии Басса-Дарки
  11. ПДО Личко
  12. Тест отсчитывания минуты
  13. Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению
  14. Исследование уровня субъективного контроля
  15. Тест 8 влечений Сонди
  16. Исследование родительско-детских отношений посредством проективных методик «Рисунок семьи».

        В процессе консультирования для определения проблемы и ее причин проводилась экспресс-диагностика, в основном с использованием проективных методов, диагностической беседы и наблюдения. На основе анализа результатов психодиагностики  были  разработаны  рекомендации по оптимизации стратегии  психолого-педагогического сопровождения и помощи каждому воспитаннику, а также определены «мишени» психореабилитационного воздействия в рамках индивидуальных и групповых конституционально  ориентированных программ.

        С воспитанниками дошкольного возраста: Пелагеей Е., Иваном К., Александром Д., Аленой Д., Кириллом К., Артемом Г., Анастасией Г., Сергеем К., проводилась коррекционно-развивающая работа с использованием оборудования в сенсорной комнате,  и занятия в кружке «Песочная анимация».

        С воспитанниками младшего школьного возраста: Максимом З., Алексеем Г., Софией Р., Раисой Р., Германом Н., проводилась коррекционно-развивающая работа с использованием детского компьютера «Всезнайка», образовательно-развивающих интернет-сайтов igraemsya.ru, razvitierebenka.ru, teremoc.ru,uchit-rastu.ru,russkiy-na-5.ru  и др. с целью развития когнитивной сферы, повышения уровня общей осведомленности об окружающем мире и преодоления последствий микросоциальной и педагогической запущенности.

        Помимо этого, с воспитанниками: Николаем П., Николаем С., Русланом Б., Ярославом Н., Андреем Г., Владиславом Ш., Иваном Х., Мариной А., Виталиком М., имеющие серьезные пробелы в знаниях школьной программы,  проводилась профилактическая и коррекционно-развивающая работа по повышению уровня адаптации к школьному обучению и интеграции в воспитательно-образовательном процессе. С двумя воспитанниками: Николаем П., Иваном Х., проводилась коррекционно-развивающая работа, направленная на преодоление трудностей в обучении чтению и коррекцию дислексических проявлений. Во всех случаях наблюдается устойчивая положительная динамика.

        С воспитанниками дошкольного, младшего школьного и в отдельных случаях младшего подросткогово возраста, проводилась направленная игровая психотерапия эмоциональных и поведенческих расстройств по методике А. И.Романова.

        С учениками среднего возрастного звена проводилась индивидуальная психокоррекция  и развитие школьных навыков с применением программ «Тренажер «Супервнимание»», «Как помочь слабоуспевающему ученику», rastu.edu.ru, razvitierebenka.ru

        Проводилось индивидуальное консультирование воспитанников: старшего и среднего подросткового возраста по эмоциональным проблемам и проблемам межличностных отношений.

        С учащимися 9 классов: Андреем Г., Владом Ш., Мадиной Р., Виталием М., проводилась профориентационная работа, включающая диагностику профессиональных интересов и склонностей, готовности к выбору будущей профессии и наиболее предпочтительных профессий с привлечением диагностического инструментария, разработанного специалистами МГУ и доступного на сайте www.proforientator.ru

        Также были проведены терапевтические занятия в рамках символ-драмы, арт-терапии; релаксационные упражнения, тренинги: профилактики и коррекции аддиктивного поведения с использованием интерактивной программы «Сталкер», самопознания, уверенности в себе.

        Ежедневно использовались ресурсы кабинета психологической разгрузки в психопрофилактических и реабилитационных целях как в работе с воспитателями, так и в работе с детьми. Это позволило решать проблемы улучшения эмоционального состояния, снижения беспокойства и агрессивности, снятия нервного возбуждения и тревожности, нормализации сна, активизации мозговой деятельности, ускорения восстановительных процессов после заболеваний. Также средствами сенсорной комнаты решались проблемы снятия стрессов у воспитанников в период подготовки к контрольным работам и экзаменам, реабилитации воспитанников с повышенной агрессивностью и аномальным поведением, гипервозбудимых детей.

        Проводилось консультирование воспитателей по проблемам оптимизации взаимодействия с воспитанниками, профилактике эмоционального выгорания, эффективного противостояния манипуляциям. С воспитателями и руководящим персоналом в рамках психодиагностического направления деятельности психологической службы детского дома  осуществлялось динамическое  психодиагностическое обследование:  психодиагностика на эмоциональное выгорание в профессии В. Бойко, диагностика коммуникативной толерантности В. Бойко, диагностика уровня невротизации Вассермана. (сайт http://psytests.org/).

        С целью координирования совместных действий с администрацией, медицинскими специалистами и педагогами в процессе плановых консилиумов осуществлялось информирование о психоэмоциональном состоянии воспитанников на основе скринингового исследования проблем в самочувствии и поведении детей, а также особенностей аффективно-эмоциональной, личностной, морально-волевой и коммуникативной сфер воспитанников. В сотрудничестве с администрацией, педагогами и медицинскими специалистами разрабатывались комплексные стратегии сопровождения и помощи детям, оценивалась эффективность ранее проводимых реабилитационных мероприятий.

        Осуществлялась подготовка воспитанников к передаче в замещающую семью и возращению детей в кровную семью. Также велась консультативная работа с их приемными родителями. Один ребенок был возвращен в кровную семью, а 7 детей были  переданы в замещающие семьи.

С 1 сентября 2017г. на базе детского дома было создано структурное подразделение «Служба примирения», в состав которого входит педагог-психолог, психиатр, социальный педагог и уполномоченный по правам ребенка в учреждении. Целями структурного подразделения «Служба примирения» являются:

  • снижение количества самовольных уходов воспитанников детского дома;
  • снижение уровня преступности воспитанников учреждения;
  • рост уровня воспитанности детей учреждения;
  • уменьшение количества конфликтных ситуаций субъектов отношений;
  • увеличение количества воспитанников, восстановивших связь с биологическими родственниками;
  • увеличение количества возвратов воспитанников учреждения в биологические семьи;
  • рост числа воспитанников, переданных на воспитание в замещающие семьи;
  • снижение числа воспитанников, возвращенных из замещающих семей;
  • снижение уровня тревожности и агрессии у детей;
  • рост уровня толерантности и коммуникабельности;
  • рост числа специалистов детского дома, повысивших свой профессиональный уровень.

        По итогам на 2019 г. в «Службу примирения» обращений не было.

        На базе детского дома, с 19 апреля 2019г. по 24 мая 2019г., была организована работа по структурному подразделению «Школа приемных родителей», участниками которой стали 8   кандидатов в замещающие семьи. По окончанию работы кандидатам были выданы сертификаты о прохождении «Школы приемных родителей».

        Позитивная динамика по ряду показателей психического развития, а также психоэмоционального и социального благополучия  в сравнении с началом учебного года отмечается у 100 % воспитанников (данное число включает как воспитанников,  проживавших в учреждении с начала учебного года, так  и недавно поступивших воспитанников, чье состояние и поведение заметно улучшилось с момента поступления в детский дом). Удалось достичь стабилизации состояния и поведения  у недавно поступившего воспитанника с выраженными патопсихологическими проявлениями.

© 2019. ГКУ "Детский дом №10".