ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ГКУ "Детский дом №10"

Государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом (смешанный) № 10 им. Н.К. Крупской»

ГКУ "Детский дом №10"

Государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом (смешанный) № 10 им. Н.К. Крупской»

МЕНЮ

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Центр управления регионом

 

28 сентября в рамках Года педагога и наставника в Филиале СГПИ в г. Железноводске состоялись научно-педагогические чтения, посвященные 105-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского «В.А. Сухомлинский: любить призвание своё».

С приветственным словом к участникам чтений обратилась Ирина Васильевна Иванченко, директор Филиала СГПИ в г. Железноводске.

В своём выступлении Ирина Васильевна отметила, что, несмотря на многообразие научных мероприятий, посвящённых педагогическим идеям Василия Александровича, научный интерес к его наследию не угасает, что обусловлено актуальность  наследия педагога-новатора и в наши дни, когда совершенствуется современная система образования.

Также с докладом выступила и наша коллега - воспитатель высшей квалификационной категории Ременная Светлана Алексеевна. Она отметила, что педагогика Сухомлинского стала народной, и в настоящее время не утратила своей актуальности, особенно в воспитании детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, травмированных опытом неблагополучного детства, отсутствием материнской любви и заботы, поэтому для воспитания таких детей, нет иной педагогики, кроме гуманной.

Вопреки стереотипному представлению, современный детский дом не является полу изолированным учреждением с жёстко регламентированной системой и единым для всех воспитанников подходом воспитания. На примере детского дома постаралась изменить представление о жизни детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Целью программы воспитательной работы детского дома является формирование ценностных ориентаций у воспитанников, подготовка их к самостоятельной жизни. Это объёмное разноплановое направление работы педагогического коллектива. Оно во многом совпадает с содержанием воспитательной системы Сухомлинского, который наря­ду с трудовым, умственным, эстетическим и физическим во всех своих педа­гогических трудах обращает особое внимание на нравственное воспита­ние.

Главным в нравственном воспитании Василий Александрович считал формирование лич­ного отношения подростка к окружающей действительности, воспитание долга и ответственности перед обществом, перед кол­лективом, перед самим собой — перед совестью. Архисложная задача – изменить нравственные ориентиры подростка, который уже имел негативный опыт жизни в неблагополучной семье. Но также как в Павлышской школе Сухомлинского, в нашем детском доме перевоспитание трудных воспитанников осуществляется без наказания. «Для того чтобы воспитать гуманного человека, отношение воспитателей к детям должно быть гуман­ным», - говорил педагог-новатор. Гуманизм по Сухомлинскому - это справедливость, соче­тание уважения с требовательностью. Важное положение Сухомлинского: воспита­ние — это укрепление в ребенке всего лучшего. В нашем педагогическом коллективе - это основное правило воспитания. При коррекции поведения трудных подростков делаем упор на лучшие стороны ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности и качества личности. Вообще, индивидуальный подход в нашей работе – единственно верный, нет других вариантов в воспитании детей с трудной судьбой. Как и у Сухомлинского, в нашем коллективе основным методом педагогического воздействия является слово. Это Слово может быть обращено к воспитаннику большим количеством неравнодушных людей, и мы часто обращаемся за помощью к референтным для ребёнка людям. Это старшие братья или сёстры, наши выпускники, волонтёры, у которых сложились доверительные отношения с воспитанником, наставники, тренеры, друзья, священнослужители, родственники. Когда подросток видит себя глазами других людей и оценивает свое поведение со стороны, у него появляется желание стать лучше. Это очень важный стимул для самовоспитания.

Идеалом воспитания Павлышской средней школы, которой руководил В. А. Сухомлинский, была всесторонне и гармонически развитая лич­ность, активный участник общественного процесса.

В своей работе коллектив пе6дагогов детского дома тоже стремимся к этому. Воспитательная программа состоит из пяти блоков. Каждый блок имеет своё направление в воспитании. Например, занятия блока «ЗОЖ» решают задачи формирования здорового образа жизни. В самом названии блока «Я – гражданин, мой дом – Россия» отображена задача патриотического воспитания. Блок «Я – современном мире» готовит воспитанников к самостоятельной жизни, «В мире профессий» помогает воспитанникам в профессиональном определении. Блок «Вектор жизни» формирует правовую грамотность детей и профилактирует отклонения в поведении. Помимо этого, реализуется программа по половому воспитанию и разработаны занятия для детей с ОВЗ.

Выявления способностей и задатков учеников в Павлышской школе осуществлялись в кружках. В детском доме также существует целая система дополнительного образования. Воспитанники имеют возможность попробовать свои силы, развить способности в прикладной деятельности на занятиях кружка «Рукодельница». Здесь воспитанники приобретают начальные навыки шитья, вышивки, изготовление сувениров и тематических открыток. Получить представление о профессии повара, научиться вкусно готовить можно на занятиях кулинарного кружка «Смак». Кружок «Весёлый карандаш» помимо развития художественных способностей воспитанников, снимает эмоциональное напряжение с помощью арт-терапии. Азы музыкального образования дети могут получить, занимаясь вокалом и танцами соответственно в вокальном и хореографическом кружках. Ежегодно наши дарования принимают участие в краевом конкурсе художественной самодеятельности «Созвездие»; без призовых мест в номинациях вокал, танец, декламация ещё ни разу наши дети из Ставрополя не уезжали. Представления о денежных отношениях у воспитанников, живущих на полном государственном обеспечении теоретические, карманных денег у детей нет, но основы финансовой грамотности, домашней экономики дети получают на кружке «Юный финансист».

В работе «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности», В.А.Сухомлинский пишет о влиянии состояния здоровья детей на формирование всесторонне развитой личности. Приоритетное направление работы педагога – воспитание здорового поколения. Физическому воспитанию, укреплению здоровья воспитанников в детском доме уделяется особое внимание. В спортивном зале, оснащённом всем необходимым для занятий спортом, проводятся занятия по общефизической подготовке, занятия на тренажёрах, обучение настольному теннису. Здесь же осуществляется работа по подготовке к сдаче норм ГТО, участию в спортивных соревнованиях. Подростки занимают в секции бокса. Наши юниоры принимают участие в краевых спартакиадах, соревнованиях по мини-футболу, не постоянно, но стабильно занимают ступеньки пьедестала.

Классик советской педагогики особое внимание уделял эстетическому воспитанию. Он говорил: «Через красивое – к человечному – такова закономерность воспитания». Современники так описывают школу Сухомлинского: здание Павлышской школы утопало в зелени; вдоль дороги, которая вела к школе, высаживались цветы; в кабинетах и классах на стенах висели репродукции картин, неотъемлемым атрибутом каждой классной комнаты были зеленые комнатные растения, а в некоторых — и аквариум. Это очень напоминает описание нашего детского дома. В живописном месте, у подножия Бештау, здание детского дома утопает в зелени и цветах. В помещениях – всё по-домашнему красиво, уютно, удобно, просторно. Есть место и для выполнения домашних заданий, и для игровой деятельности, и для отдыха. Дети проживают в группах по 6-8 человек, детские коллективы формируются по семейному принципу, школьники посещают школу, дошкольники детский сад. В группах много комнатных растений, есть большие аквариумы, предметы декора. Выпускники детского дома потом с трудом привыкают к условиям проживания в общежитиях учебных заведений, в которых получают профессиональное образование. Разница несравнимо большая.

Конечно, поддержание красоты и порядка невозможно без трудовой деятельности. Трудовое воспитание - важное направление педагогической деятельности нашего коллектива. «Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство», - слова Сухомлинского звучат оптимистично. Конечно Учитель с большой буквы говорит прежде всего о труде умственном. Для нас это насущная проблема: дети попадают в детский дом в разном возрасте, с большими пробелами в школьных знаниях, с индивидуальным набором познавательных способностей, поэтому приобщение к интеллектуальному труду начинается с помощи в освоении школьной программы и формировании учебной мотивации. Формирование и развитие трудовых навыков – задача, которая решается воспитателем ежедневно. У каждого воспитанника есть трудовые обязанности, которые он выполняет в течение дня. Это обычные бытовые поручения: дежурство в столовой, влажная уборка помещений, уход за аквариумом и комнатными растениями, участие в уборке территории, реализация экологических проектов. Воспитать у воспитанников ответственное отношение к труду – значит, помочь ему успешно социализироваться в обществе, изменить иждивенческое отношение к жизни. Трудовое воспитание тесно связано с профориентационной работой.

Информацию о мире профессий воспитанники получают не только в теории, но и на практике. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. С народной мудростью не поспоришь, поэтому знакомим детей с работой предприятий края, с профессиями, востребованными на рынке труда, организуя экскурсии на предприятия наших социальных партнёров. За последние несколько лет наши воспитанники побывали на авиаремонтном заводе и в железнодорожном депо города Мин-Воды, мебельной фабрике Боро-Мебель в городе Лермонтов, Пятигорском хлебозаводе, Железноводском молзаводе «Вита», в пожарной части города Пятигорска, на конзаводе посёлка Капельница, на ПАО «Россети Северного Кавказа». Команда воспитанников ежегодно участвует в краевом конкурсе профессионального мастерства «Город Мастеров», занимает призовые места.

Отдельно Светлана Алексеевна рассказала о важном направлении в воспитании подрастающего поколения – патриотическом. В понимании В. А. Сухомлинского патриотизм — это чувство, в котором органически переплетается любовь к малой Родине с её народом, природой, традициями и культурой и чувство любви, верности, уважения к своему государству, готовность служить своему Отечеству, и если нужно, то отдать жизнь за него. Педагог-гуманист подчёркивал, что патриотизм — это нравственная категория, которая ставит личность на более высокий уровень существования. В своих произведениях педагог-учёный называл чувство любви к Родине «патриотической сердцевиной».

Работа по воспитанию патриотизма в детском доме соответствует Сухомлинскому пониманию этой нравственной ценности. Используем самые разнообразные формы в изучении родного края, его многонационального народа, традиций, уникальной природы, истории - это походы, экскурсии, посещение музеев и достопримечательностей КМВ, презентации, познавательные квесты, занимательные задания, конкурсы, участие в краевых праздниках, встречи с ветеранами боевых действий. Традиционно, перед праздником Победы, воспитанники принимают участие во всероссийских акциях, посвящённому этому священному для всей России празднику. Особым событием для детей является поход к могиле неизвестного солдата, расстрелянного фашистами в 1942 году. Памятник находится у подножия горы Бештау, в труднодоступном месте. Возложение цветов на могилу – особая честь для воспитанников. В плане работы воспитателей отражены памятные даты – дни воинской славы России, ни один праздник не остаётся без внимания, дети знают героев своего Отечества. Возможность принять участие в военно-патриотической игре «Зарница» предоставляется лучшим, а значит, есть мотивация проявить себя, чтобы попасть в команду. Еженедельно проводим политинформации о событиях на фронтах СВО, пишем письма нашим защитникам, разъясняем, что такое информационная война и всему ли можно верить в интернет пространстве.

Воспитатель подчеркнула, что ГКУ «Детский дом № 10» уже почти 100 лет, и все эти годы детский дом был нужен государству. Выразила надежду, что наступят времена, когда не будет детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Поблагодарила от всего коллектива детского дома всех, кто оказывает помощь таким учреждениям. Детский дом расположен в благодатном крае: представители разных конфессий и национальностей, профессий, целые коллективы и одиночные граждане, разного возраста вносят свой вклад в воспитание детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Психологи утверждают, что в трудные минуты жизни, человек мысленно возвращается в своё детство и счастливые воспоминания помогают ему справиться со стрессом, найти выход из трудной жизненной ситуации. Как раз такие счастливые моменты создают у воспитанников волонтёры пединститута отряда «Данко». Спасибо большое за многолетнее сотрудничество и замечательные праздники, которые останутся в памяти детей спасательным кругом, счастливым воспоминанием.

Учитель – благородная профессия, иными словами, рождает благо, ей нет конца. Как бы не менялся мир, профессия учителя будет всегда востребована, а значит, те, кто выбрал этот трудный профессиональный труд, воплотят в жизнь идеи Учителя-гуманиста Василия Александровича Сухомлинского, воспитают совершенного человека будущего – доброго, здравомыслящего интеллектуала.

В дискуссии обсуждались вопросы воспитания культуры потребностей, гражданского и трудового воспитания, социализации, адаптации и профориентации различных категорий обучающихся в контексте педагогических идей В.А.Сухомлинского.

Обсуждение вызвало огромный интерес участников, отмечена актуальность взглядов советского педагога в наши дни и высокая практикоориентироанность докладов спикеров мероприятия.

© 2024. ГКУ "Детский дом №10".