« Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
Сухомлинский В.А.
Под творческой деятельностью понимается такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое: новая цель, новый результат, новые средства достижения результата. Творческая деятельность всегда уникальна. Она является одним из способов самореализации человека. Поэтому выявление творческих способностей у детей с ОВЗ и их развитие является немаловажным аспектом в процессе обучения.
Процесс восприятия искусства и творчества детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательную и эмоциональную стороны.
Эта специфическая деятельность имеет коррекционную направленность, поскольку обеспечивает развитие:
- координации движений рук,
- мелкой моторики
- зрительного контроля,
- развивает умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом,
- развивает внимание, воображение
- расширяет и закрепляет представления об окружающем мире.
Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка.
Исходя из современной концепции о гуманизации учебно-воспитательного процесса, можно определить гуманистические принципы использования творческой деятельности в качестве основы психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ:
- Любой ребенок обладает природной способностью к творчеству.
- Творческий процесс воспитывает и оздоравливает.
- Переживание и эмоции являются источником энергии.
- В процессе творчества происходит личностный рост.
Процесс любого детского творчества делится на следующие этапы:
- Накопление и сбор информации
- Обработка накопленных данных
- Систематизирование и конечный результат
Для детей с ОВЗ это сложный процесс, так как у них наблюдаются нарушения различных анализаторов, не позволяющих полному восприятию информации; наблюдаются нарушения психических процессов: памяти, внимания, мышления и воображения.
Их воображение отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью, так как их жизненный опыт беден.
Поэтому коррекционная работа с детьми по развитию творческих способностей проводиться в два этапа
Первый этап – формирование предпосылок творчества, а именно расширение сенсорного опыта детей. В игровой форме идет познание свойств предметного мира, а также взаимодействия с окружающими его людьми.
Второй этап – основной, в процессе которого формируются самостоятельные творческие проявления детей.
Одной из программ реализующихся в нашем учреждении по дополнительному образованию детей, является дополнительная общеразвивающая программа «Веселый карандаш»
При работе с детьми с ОВЗ, на занятиях наряду с традиционным рисованием, активно используются нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов и способов, которые не являются общепризнанными, традиционными, широко известными.
Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют возможность творчески подойти к их отбору, применительно к решению учебной задачи, учитывать особенности тематической, содержательной, технической, сторон художественно – творческой деятельности, а также спектр интересов воспитанников, их индивидуальные возможности, что позволяет сделать учебный – воспитательный процесс желанным, интересным, познавательным.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник, способствует:
- Снятию детских страхов;
- Развитию уверенности в своих силах;
- Развитию пространственного мышления;
- Формирует умение свободно выражать свой замысел;
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- Способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах и способах применения
- Развивает умения работать с разнообразными материалами;
- Развивает чувство композиции, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
- Развивает мелкую моторику рук; повышают уровень развития зрительно – моторной координации.
- Дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы.
- Главное во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Нетрадиционные техники рисования:
- «Ладонная» техника.
- Рисование с помощью оттиска, печатками
- Рисование отпечатками листьев.
- «Рисование методом тычка (поролоновый тычок, сухой жесткой кистью)»
- Рисование с помощью соли
- «Рисование методом напыления (набрызг)»
- Пластилинография и многие другие техники, используемые на занятиях в кружке «Веселый карандаш».
Ещё раз отмечу, что именно творческая деятельность позволяет испытать обучающимся с ОВЗ ситуацию успеха, значимую для его познавательного, личностного и социального развития.
Сухомлинский В.А.: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».