На осенних каникулах в детском доме для старших воспитанников было проведено занятие в блоке Профориентация на тему «Память и Внимание», который входит в раздел «Самопознание». У воспитателя высшей категории Ременной Светланы Алексеевны целью занятия было расширение знаний о познавательных процессах, диагностика особенностей внимания и памяти.
Ведь роль внимания в профессиональной деятельности невозможно переоценить. Многие профессии предъявляют особые требования к вниманию. Например, водитель должен уметь распределять внимание, чтобы замечать все: сигналы светофора, ситуацию на дороге, работу самого автомобиля. Учитель должен контролировать ситуацию в классе и следить за логикой изложения учебного материала. Бухгалтер или ученый должны концентрироваться на своей работе так, чтобы не замечать возможные помехи.
Нескольким воспитанникам было предложено определить, насколько хорошо развито у них распределение внимания. Задание казалось простым: на доске надо было записать цифры от 1 до 20 и одновременно осуществить вслух обратный отсчет от 20 до 1. Однако выполнить одновременно два элементарных действия без ошибок никто не смог.Диагностику избирательности внимания каждый выполнил индивидуально на раздаточном материале методики, и снова результаты ниже нормы.
Есть над чем задуматься: внимание надо развивать! Ведь без хорошего внимания не будет объемной, продуктивной памяти. А, как известно, память развивается в процессе работы и тренировок. Наш мозг мгновенно преобразовывает поступающую информацию и хранит ее, чтобы извлечь в нужный момент. Чем больше информации поступает в мозг, тем прочнее связи между нервными клетками. Таким образом, чем больше узнаешь, тем легче осваивать новые знания. Именно к этому выводу пришли дети, выполняя диагностику зрительной и слуховой памяти.
Вторая часть занятия была посвящена освоению одного из способов запоминания - мнемотехнике. Мнемотехника, или по-другому мнемоника, — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации. Потренировались в запоминании 15 слов с помощью трех приемов мнемоники: метод историй, метод «Цепочка» и метод Цицерона. Хорошее воображение и богатая фантазия оказались надежными помощниками в мнемотехническом способе запоминания. История, придуманная коллективно, с использованием слов, которые надо было запомнить, оказалась смешной, эмоциональной, и следовательно, запоминающейся.
Воодушевленные хорошими результатами в запоминании слов с помощью мнемотехники, дети легко ответили на контрольные вопросы. Закончили занятие запоминанием рекомендаций, как развивать внимание и тренировать память. Теперь этот процесс был осознанным, обдуманным, концентрированным, надеюсь, что долговременным и полезным.